Anatoly Levenchuk (ailev) wrote in incose_ru,
Anatoly Levenchuk
ailev
incose_ru

Category:

Рабочая встреча по проблемам системной инженерии 7-10 апреля 2011 (minutes)

7-10 апреля в подмосковном пансионате "Бекасово" Русское отделение INCOSE провело вторую Рабочую встречу по проблемам системной инженерии, на которой встретились члены отделения из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева.

Видео и аудиозапись не велись.

На встрече были обсуждены множество проблемных для современной системной инженерии вопросов, в том числе:

1. Постановка мышления. В основе инженерии (в том числе системной инженерии), а также праксеологии (в том числе менеджмента, права, экономики), и даже математики и computer science лежит современная (после 2000г., а не времён Аристотеля или даже Пирса и Фреге) логика. Постановка мышления -- это прежде всего овладение логическим мышлением, в том числе рефлексией по поводу того, какой именно логикой пользуешься в мышлении. Так, работы по ISO 15926 в части модального реализма, 4D и экстенсионализма, а также многого другого опираются на относительно современные (поколение назад) логические исследования, и аккуратное представление инженерного знания, а также убедительные инженерные рассуждения оказывается предельно зависимым от логики и логичного (критического, если следовать традиции аналитической философии) мышления. Поэтому базовым курсом не только для системных инженеров, но и для многих других дисциплин является современная логика (и не путать современную логику с работами даже 70-х годов). Инженерия и наука: как связаны.

2. Инженерные разбиения. Терминология разных (organizational, work, product, resource, location, risk, cost) breakdown structure идёт от проектного управления. Инженеры предпочитают говорить не о "разбиениях", а о "разборках" -- decomposition. Тем не менее, инженерный менеджмент (в том числе и проектное управление) является частью системной инженерии, и поэтому нельзя отмахиваться от рассмотрения breakdown structures, ограничиваясь декомпозициями.

3. Есть три основных типа инженерных разбиений:
-- классификации (которые не являются в строгом смысле "разбиениями"), представляющие из себя смесь отношений классификации (членства индивида в множестве/классе) и специализации (подмножество/подкласс во множестве/классе).
-- мереологии (отношения части и целого), собственно "разбиения".
-- системные (сложные функционально-конструктивные разбиения).

4. Использование ISO 15926 помогает разобраться в разных типах отношений, в том числе использовании в рамках одной иерархии ("дерева") разных типов отношений таким образом, чтобы программное обеспечение смогло справиться (в качестве примера была продемонстрировано программа .15926 browser, в которой возможно "путешествовать" по динамически представляемым деревьям с самыми разными типами отношений). Так, сложные классификаторы типа SLI (сочетающие мереологию судна и классификатор комплектующих), или классификатор S1000D вполне моделируются в ISO 15926, при этом облегчается как задача понимания принципов создания этих классификаторов, так и задача сравнения этих классификаторов. При этом не любое программное обеспечение (в том числе современные PLM) справляется с этой задачей множественной классификации. Принцип одинаковости уровней при связях нескольких разных разбиений.

5. "Гамбургер-диаграмма" для отражения функционально-конструктивных (системных, модульных) разбиений. Позиции (профессиональные роли) инженера по требованиям (ответственный за функции), системного архитектора (ответственный за архитектурные модели, показывающие поддержку конструкцией требуемой функции, а также согласование интерфейсов между функциями подсистем) и инженеров по специальностям (ответственных за элементы конструкции/подсистемы и реализацию интерфейсов).

6. Разбиение работ. Независимость разбиения работ (содержательная группировка, "дерево") от актуальных работ ("колбаски на диаграмме Гантта"). Типовые варианты высокоуровневого разбиения: по конструкции продукта, по функциям, по стадиям жизненного цикла. Комбинированные разбиения (на разных уровнях разбиения применяются разные принципы: например, первый уровень -- по частям продукта, следующий -- по видам работ и т.д.). Важно: использование разбиения работ для определения ответственностей и полномочий -- взаимодействие с организационным разбиением (органиграммой): группировка работ по зонам ответственности руководителей приводит к уменьшению времени реагирования на проблемы.

7. DEMO как явный учёт не только производственных отношений и фактов, но и координационных отношений и фактов. Альтернативные органиграммам организационные разбиения (конструктивные диаграммы DEMO). Теория коммуникативного действия и иллокутивная логика как основа DEMO, важность логических оснований, онтологическая суть DEMO.

8. Как попасть на работу в компанию, где можно обсуждать такие интересные вопросы, как на Рабочей встрече? Начать использовать системную инженерию прямо на своём рабочем месте -- и обсуждать с коллегами то, что делаешь. Нужно не только разговаривать про системную инженерию и читать о ней, а ей заниматься: ее принципы и методы можно применить в любой работе. Это же относится к тому, как оказаться работающим на мировом уровне: просто делать свою работу на мировом уровне, быть профи, а не ссылаться на вечное отсутствие условий.

9. Опыт моделирования требований "ISO 15926 offsite". Различия методов ISO 15926 outside, inside, offsite. Gellish-моделирование против "истинно ISO 15926" моделирования. Классификация требований деонтическими статусами. Моделирование текста против моделирования содержания. Моделирование классификаторов, свойств, условий, состояний и т.д.. "Глубина" моделирования. Бесполезность неглубокого моделирования. Невозможность моделирования одного документа. Связь моделирования требований и последующих инженерных обоснований. Принцип "значение вводится один раз, а затем только используется" при моделировании требований.

10. Как устроена разработка и настройка инженерного софта. Айтишники ли модельеры данных, айтишники ли те люди, которые дорабатывают САПР (из айтишников они уже ушли, а до инженеров не дошли)? Как их готовить, кто является заказчиком их работы, как они взаимодействуют с системными инженерами. Програмноинженерное образование для системных инженеров, как явная цель реформы образования системных инженеров (по материалам проекта BKCASE).

11. Архитектурные описания, создаваемые по требованиям ISO 42010. Перевод на русский (профессиональные/тематические интересы, заинтересованные стороны, группа описаний, метод описаний и т.д.). Профессиональные/тематические интересы против заявленных требований отдельных лиц. Матрица соответствия интересов и методов описаний, позволяющих удовлетворить интерес. Архитектурные описания информационных систем и их связь с (архитектурными и иными) описаниями систем, которые они обслуживают. Использование универсальных "деревянных представлений" (разбиений) для самых разных групп описаний.

12. Архитектура программного обеспечения .15926 и планы по его развитию в части поддержки характеризации и мэппинга, публикации RDL. Использование ISO 15926 в реальных проектах атомной энергетики и судостроения. Оценка трудоёмкости моделирования, оценка необходимых объемов работ, оценка требуемой квалификации модельеров. Необходимость участия в международной кооперации по созданию справочных данных -- JORD.

13. Валидация и тестирование против верификации и тестирования -- использование требований и архитектуры для их организации. Тестировщики как системные инженеры.

14. Почему студенты быстро учатся новым методам, а "опытные специалисты" этим методам учатся много дольше? Отличается ли "промышленное решение" крупной фирмы от решения, разработанного студентами (заодно выправляющими ошибки "промышленных решений" крупных фирм)?



По сравнению с первой встречей (http://community.livejournal.com/incose_ru/13632.html) участники не столько обсуждали западный опыт, сколько обменивались собственным опытом, хотя этот опыт еще нельзя сравнивать с лучшими западными достижениями. Но этот опыт уже есть. Хотелось бы, чтобы на следующей Рабочей встрече по проблемам системной инженерии обсуждаемые наши достижения соответствовали мировому уровню, а потом и превосходили его.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments